Зимний Дуб
Проснулась вчера в 5 часов утра. Вот интересно , как раскручивается наша цепочка мыслей..
И раскручивается моя цепочка мыслей))
..Моя бабушка, ее огород,стрекочущие кузнечики по картошке и
созревшему крыжовнику.. Жарко.. Солнце..Пластинка с песнями Ободзинского..Нежность у меня маленькой к травинкам и цветочкам, ко всему
цветущему и растущему зеленому.. Школа..Уроки литературы..Рассказ Юрия Нагибина " Зимний Дуб", который мы проходили в 6 классе на уроках литературы. И я , пожалуй, единственная ученица в классе, которая любила читать описания природы в школьных учебниках.
.
И вот вопрос, который у меня родился в 5 часов утра:" Как, откуда, почему рождается эта любовь к природе? Кто ее воспитал у меня такой маленькой?
Мы рождаемся с этим чувством или не рождаемся с ним в душе? У нас его воспитывают или как?"
"Зимний Дуб" Юрия Нагибина , который прочитала в 6 классе, люблю до сих пор.
И , конечно, же не могу не показать иллюстрацию к этому рассказу.( просто обожаю иллюстрации к детским книгам художников советского периода)
Отрывок из " Зимнего Дуба":
Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и
только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось
ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном
мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.
До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи
короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был
крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал
ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось.
Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку,
студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый
след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже
нравилось.
Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе.
Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже
приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и
в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее
знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.
Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени
на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной
колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного
леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной
метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.
………………………..
……………………………………………….
А лес все вел и вел их своими
сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям,
сугробам, этой тишине и просквоженному солнцем сумраку.
Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало
просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник
впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами.
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди
поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял
дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату
развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег
набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался
прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб
до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
— Так вот он, зимний дуб!
Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне
показалось, что ее тысячекратно повторенное изображение глядит на нее с каждой
ветки. И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своем
зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо
качнул ей навстречу ветвью. Нисколько не ведая, что творится в душе
учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим
старым знакомцем.
— Анна Васильевна, поглядите!..
Он с усилием отвалил глыбу снега, облепленную понизу землей с остатками гниющих
трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутинно-тонкими листьями.
Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что
это еж.
— Вон как укутался! — Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым
его одеялом.
Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся крошечный гротик с бахромой
сосулек на своде. В нем сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона;
ее жестко растянутая по костяку кожа казалась отлакированной. Савушкин потрогал
лягушку, та не шевельнулась.
— Притворяется, — засмеялся Савушкин, — будто мертвая! А дай
солнышку поиграть, заскачет ой-ой как!
Он продолжал водить ее по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих
постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Одни хоронились под корнями, другие
забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне
перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько
живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна
Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потайную
жизнь леса, когда услышала встревоженный возглас Савушкина:
— Ой, мы уже не застанем маму!
Анна Васильевна вздрогнула и поспешно поднесла к глазам часы-браслет — четверть
четвертого. У нее было такое чувство, словно она попала в западню. И, мысленно
попросив у дуба прощения за свою маленькую человеческую хитрость, она сказала:
— Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый
верный. Придется тебе ходить по шоссе.
Савушкин ничего не ответил, только потупил голову.
«Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна. — Можно
ли яснее признать свое бессилие?» Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие
ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без
чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть
так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
И она-то считала себя умелой учительницей! Быть может, и одного шага не сделано
ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит,
этот путь? Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца. Но в
той не понятой ею радости, с какой выкликали ребята «трактор», «колодец»,
«скворечник», смутно проглянула для нее первая вешка.
— Ну, Савушкин, спасибо тебе за прогулку! Конечно, ты можешь ходить и этой
дорожкой.
— Вам спасибо, Анна Васильевна!
Савушкин покраснел. Ему очень хотелось сказать учительнице, что он никогда
больше не будет опаздывать, но побоялся соврать. Он поднял воротник курточки,
нахлобучил поглубже ушанку:
— Я провожу вас…
— Не нужно, Савушкин, я одна дойду.
Он с сомнением поглядел на учительницу, затем поднял с земли палку и, обломив
кривой ее конец, протянул Анне Васильевне:
— Если сохатый наскочит, огрейте его по спине, он и даст деру. А лучше
просто замахнитесь — с него хватит! Не то еще обидится и вовсе из лесу уйдет.
— Хорошо, Савушкин, я не буду его бить.
Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб,
бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную
фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И всей теплотой
сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не
зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой
одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и
загадочный гражданин будущего.
Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.
Женя...любовь к природе , мы рождаемся с ней, я в этом уверена!
ОтветитьУдалитьЕсли в человеке этого нет изначально, вот родился таким, никакое воспитание, прививание не спасет)))
Прочитала отрывки...и у меня в голове родился вопрос...как прожил свою жизнь этот мальчик? я уверена, что он реально существовал, придумать такое на пустом месте, невозможно.
А ты как Снегурка в заснеженных елях...красиво!
Ага, Снегурка! Дед Мороз вот только никак не найдет!)))
УдалитьАнь, я вот тоже к этому выводу пришла. Нет, конечно, родители и воспитание здесь тоже важны, но вот моя сестра . отработав всю жизнь воспитателем, методистом и психологом в детсаду постоянно приводит примеры о тм, какие разные дети приходят в садик уже в свои 1,5 года.
И самое грустное, сейчас в садиках более нежные мальчики и более жесткие и агрессивные девочки в свои 1,5 годика приходят в садик. А мамочки умиляются.. Знаешь, Ань, стала часто ловить себя на мысли, что не знаю как сейчас правильно воспитывать детей
а по поводу мальчика прямо задумалась.. Как-то этот вопрос мне даже в голову не приходил.. Но знаешь, ты , наверное, права.. Есть этот мальчик..Он уже взрослй дядька и мне очень бы хотелось, что бы в его жизни все было хорошо! Потому что такие мальчики сами несут свет и добро другим! А прикольно было бы с ним познакомиться в жизни!!!
УдалитьЭто на мой взгляд кошмарная тенденция...нежные мальчики и агрессивные девочки...все с ног на голову, грустно.
УдалитьВоспитывать...ты знаешь, я прихожу к выводу, что по большому счету мы можем только научить каким-то навыкам, а душа уж какая пришла...
И примером своим конечно, ничего не ожидая и не требуя взамен вложенному в детей.
Любить наверное просто и все, сейчас любви мало, есть задабривание, осыпание благами, пристраивание в кружки и секции...и любовь ты мне - я тебе! А где безусловная любовь к ребенку? независимо от его поведения и успехов?
Сама этим грешу, потому и озабочена.
А на этого выросшего мальчика хотелось бы посмотреть и поговорить...закрадывается мысль, что сломали его и он просто напросто спился...тонкие души не выдерживают реалий мира, если только радом с ними не окажется человек, окутывающий любовью... Опять любовь!